Мандевиль Бернард


Мандевиль Бернард
(1670- 1733) английский философ, француз по происхождению. Окончил Лейденский университет в Голландии, где получил диплом врача. С 1700 г. жил в Англии, в Лондоне, занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным болезням. Им написана работа, посвященная истерическим и ипохондрическим заболеваниям. Прославился же Мандевиль своим единственным произведением - «Басней о пчелах».

В основу этого труда положен памфлет в стихах, опубликованный в 1705 г. под названием «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Затем эта поэма была переиздана с прибавлением к ней комментария и других произведений Мандевиля - «Исследования о происхождении моральной добродетели», «Исследования о природе общества» и др. Произведение Мандевиля имело огромную популярность в Англии и многократно переиздавалось под названием «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - благо для общества».

В своей басне Мандевиль нарисовал картину общества, которое соединяет в себе роскошь и нищету, праздность и расточительность и тяжелый труд. Для этого он использует аллегорию, изображая жизнь пчелиного улья, в котором все продается и покупается. Все пороки, какие только известны человечеству, господствуют в нем. Однако именно эти пороки и дают возможность процветать улью, «пороки частных лиц» выступают источником общественного благосостояния.

И вот в один прекрасный день все пчелы этого улья стали честными, вместо пороков появились добродетели. Все это привело к коренным изменениям в улье: из улья ушло богатство, и он зачах. Таким образом, мораль «Басни» заключалась в выводе, что пороки - необходимое состояние общества.

Объективно «апология пороков», развернутая Мандевилем, была направлена на разоблачение господствовавшей в то время морали, на показ того, как лицемерие и ханжество английских буржуа прикрывало их подлинное лицо - стремление к богатству и прибыли. Мандевиль написал сатиру на систему общественных отношений современной Англии.

В «Комментариях» к поэтической басне Мандевиль еще дальше развивал свои главные мысли о власти пороков и их необходимости для общества. Он полагал, что присущие человеческой природе эгоистические черты сделали человека общественным существом. «Самыми необходимыми качествами, - писал он, делающими человека приспособленным к жизни в самых больших и, по мнению всего света, самых счастливых, самых процветающих обществах, являются его наиболее низменные и отвратительные свойства» [Басня о пчелах. М., 1974. С. 45].

Мандевиль подчеркивает неотделимость пороков от жизни общества, их необходимость для его развития. Он делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии общества: «То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем» [Басня о пчелах. С. 329].

В то же время Мандевиль не выступает защитником пороков как таковых, он лишь указывает тенденцию общественного развития. Он писал: «Я далек от того, чтобы поощрять порок, и думаю, что если бы можно было полностью изгнать из государства грех нравственной нечистоплотности, то это было бы для него невыразимым счастьем, но я боюсь, что это невозможно» [Басня о пчелах. С. 109].

В противоположность Шефтсбери Мондевиль утверждал, что «моральное чувство», не носит прирожденный характер, оно есть продукт общественной жизни. Законодатели и мудрецы изобрели мораль для того, чтобы люди могли сдерживать свои стремления и согласовывать их с социальными потребностями, и научили людей различным нравственным понятиям, таким, как стыд, честь, добродетель, порок. Так, добродетель обозначало все то, что связано со стремлением к благу других и обузданию своих собственных аффектов. Пороком назвали все то, что человек делает для удовлетворения своих желаний, игнорируя общественные интересы. Законодатели, по мысли Мандевиля, получили из всего этого большую пользу, так как при помощи морали смогли управлять «огромным количеством людей с большой легкостью и безопасностью» [Басня о пчелах. С. 69].

Концепция Мандевиля содержит в себе много верного. Он вскрыл глубинные психологические причины поведения людей и роль моральных качеств людей в развитии общества. Идеи Мандевиля получили свое дальнейшее развитие в трудах позднейших философов, хотя сначала вызвали бурную полемику. Идеи о роли зла в истории в дальнейшем разрабатывал Гегель.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Мандевиль Бернард" в других словарях:

  • Мандевиль, Бернард де — Bernard de Mandeville Дата рождения: 1670 год(1670) Место рождения: Роттердам Дата смерти: 21 января …   Википедия

  • Мандевиль Бернард — (Mandeville) (1670 1733), английский писатель. В сатире «Басня о пчёлах» (1714) в аллегорической форме критикует социальные отношения. * * * МАНДЕВИЛЬ Бернард МАНДЕВИЛЬ (Mandeville) Бернард (1670 1733), английский писатель. В сатире «Басня о… …   Энциклопедический словарь

  • Мандевиль, Бернард — Бернард де Мандевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам 21 января 1733, Хакни близ Лондона) английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в Лейденском университете. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по …   Википедия

  • Мандевиль Бернард — Бернард де Мандевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам 21 января 1733, Хакни близ Лондона) английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в Лейденском университете. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по …   Википедия

  • Мандевиль Бернард де — Бернард де Мандевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам 21 января 1733, Хакни близ Лондона) английский философ, сатирический писатель и экономист. Учился в Лейденском университете. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по …   Википедия

  • Мандевиль Бернард — Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт, Голландия, ‒ 21.1.1733, Лондон), английский писатель. По происхождению француз. В Лейдене получил медицинское образование. В 1705 опубликовал сатиру «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными» …   Большая советская энциклопедия

  • МАНДЕВИЛЬ Бернард — (Mandeville, Bernard) (1670 1733), английский сатирик. Родился в 1670 в Дордрехте (Нидерланды). В 1691 получил ученую степень доктора медицины в Лейденском университете. Большую часть жизни провел в Англии, где имел медицинскую практику. В 1705… …   Энциклопедия Кольера

  • Мандевиль Бернард — Когда частный порок становится общественной добродетелью     Француз Бернарде Мандевиль родился в Голландии в 1670 г. Получив специальность врача, он поселился в Лондоне. Здесь в 1705 г. он анонимно опубликовал нравоучительную басню, где… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Мандевиль — Мандевиль  фамилия. Мандевиль, Бернард де  английский писатель начала XVIII века. Джон Мандевиль  полулегендарный средневековый путешественник …   Википедия

  • МАНДЕВИЛЬ — (Mandeville) Бернард (1670 1733) англ. философ, психолог и писатель моралист. Род. и учился в Голландии, здесь окончил Лейденский ун т и получил степень доктора медицины. Остальную жизнь прожил в Англии. В 1705 М. анонимно опубликовал поэму… …   Философская энциклопедия